Без лишней осторожности

Осторожные чиновники, работающие в сфере здравоохранения, говоря о ситуации с ВИЧ в России, нередко вместо слова «эпидемия» используют такие формулировки, как «напряженная ситуация». На мой взгляд, это крупный просчет, так как, если беспокоиться якобы не о чем, то и руководители, и граждане не осознают, что и они должны что-то предпринимать. Чиновники всерьез активизировались только в 2016 году, когда прозвучала информация о «миллионе зараженных ВИЧ». Тогда была принята государственная стратегия по борьбе с этим вирусом и план ее реализации. Но реальное увеличение бюджета еще только обсуждается в Госдуме.

Причем речь пока только о незначительном  увеличении закупок лекарств для больных ВИЧ/СПИДом, тогда как гораздо важнее не допускать новых случаев заражения. Из-за слабости превентивных программ число зарегистрированных россиян — носителей вируса быстро увеличивается и, по данным Роспотребнадзора на 1 ноября 2017 года, составило 1,2 млн человек, причем 266 тыс. уже умерли. Доля инфицированных ВИЧ мужчин 25–40 лет превышает 2,5%. При этом Росстат фиксирует увеличение числа смертей по причине ВИЧ-инфекции: в  201 году — 12,5 тыс., в 2015-м — 15,5 тыс., в 2016-м — 18,6 тыс. Как абсолютные, так и относительные показатели значительно хуже, чем в Северной Америке и Западной Европе. 

ПОДРОБНЕЕ ПО ТЕМЕ

Если в Европе покончили с эпидемией ВИЧ среди наркоманов, в России внутривенное употребление наркотиков дает около половины всех новых случаев заражения, а вторая половина приходится на половой путь. Если в Европе гомосексуальные контакты дают более 50% новых случаев, то у нас — 1–2 %, а главный путь — передача вируса при гетеросексуальных контактах. Отсюда — растущее число зараженных ВИЧ женщин, риск рождения инфицированных детей. Стали выявляться и отдельные случаи заражения россиян при оказании медицинской помощи из-за халатности медиков.

«Активизация» борьбы с ВИЧ/СПИД в России пока выражается в увеличении числа обследованных граждан и некотором росте числа больных, получающих лечение. Сейчас 300 тыс. ВИЧ-позитивных россиян (то есть 30% от всех зарегистрированных) получают терапию. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) настаивает на том, что помощь должна быть доступна для всех, так как это не только уменьшает число смертей, но и снижает распространение болезни — риск передачи заболевания от получающих лечение существенно снижается. Но понятно, что одной терапии недостаточно, чтобы остановить ВИЧ. Как же не допускать новых заражений?

Среди самых заметных активностей—- ежегодная просветительная акция «СТОП ВИЧ/СПИД», курируемая Фондом социальных инициатив, возглавляемым Светланой Медведевой. Она стартовала во всех регионах страны. Специалисты читают лекции, проводят семинары, говорят о проблемах СПИД-диссидентства (когда больные сознательно отказываются от лечения, считая заболевание выдумкой фармацевтических корпораций и медиков).

Отдельная проблема — распространение ВИЧ среди наркоманов. Пока мы топчемся с идеей излечить их от зависимости, европейцы решили сначала остановить эпидемию ВИЧ. В Европе давно и с успехом применяют заместительную опиоидную терапию, которая заключается в том, что наркоманам по утрам буквально дают лизнуть наркотик «с ложечки», только бы они не кололись, распространяя тем самым ВИЧ. Этот метод от наркомании не излечивает, но и ВИЧ ходу не дает. В Европе работают и с категорией женщин с низкой социальной ответственностью, обучая их, как не заразиться на работе и не заражать клиентов. У нас же о здоровье этой социальной группы не заботятся.

Нужно искать научные подходы к полному излечению от ВИЧ. Пока мы не развернем все фронты, вирус будет разрастаться. Эпидемии уносят не меньше жизней, чем войны, борьба с эпидемией — это та же война, на нее не надо жалеть денег. Для победы  необходимо жертвовать, и не только деньгами, но и некоторыми  «принципами».

Еще одну точку зрения на проблему читайте в материале «Покончить с эпидемией» в разделе «Мнения»

Автор — руководитель Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом, академик РАН

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции